Хрипкова Людмила Николаевна , воспитатель

конспект по правам ребёнка

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 69»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по социально – коммуникативному развитию

на тему: «Каждый маленький ребёнок, должен знать права с пелёнок».

Старшая группа.

 

 

 

 

 

 

Хрипкова Л.Н.,

воспитатель высшей категории.

 

 

 

 

 

Оренбург, 2021

Цель: обобщать знания детей об их  правах и обязанностях.

Задачи:

-формировать первичные представления о правах и обязанностях детей;

-учить правилам добрых взаимоотношений;

- закреплять представления ребёнка о себе как о члене коллектива;

- воспитывать чувство уважения к другим людям;

- воспитывать будущего гражданина, активно участвующего в жизни общества, его полноправного члена.

Предварительная работа:

Беседы с детьми «По правам ребёнка», чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен. Составление альбомов: «А меня так назвали…», «Моя семья», «Расшифровка имени», буктреймер «Права ребёнка» (Азбука прав для детей).

Методы и приёмы:

Игровой: Д/и «Органы чувств», маски лисы и зайца, игра «А меня так назвали…».

Наглядный: «Цветок с правами детей», коляска с пупсом, ксерокопия свидетельства о рождении, раскраски.

Словесное: Чтение стихотворения, пальчиковая гимнастика «Семья»

Материал и оборудование: ИКТ, обложки сказок, жетоны с символами по правам ребёнка.

 

Ход занятия: слышатся мяуканье кота.

В. Ребята, вы слышите? (обратить и привлечь внимание детей)

  На телевизоре появляется картинка кота.

В. Это же мой старый знакомый кот Семён Семёнович. (Здороваемся).  Я рассказала ему, что мы с вами изучаем права ребёнка, а он жил в Париже музеи Лувр и рассказал мне об одном удивительном экспонате, вот послушайте:

Давным давно, когда правил в Вавилоне император Хамураппи. Стоит двухметровая стела, украшена рельефами. Царь получает законы от Бога солнца Шамаша. Выбитая длинная глиняная надпись излагает 300 законов касающих семьи, брака, усыновления детей. Это один из древнейших сборников законов в истории человечества (показ слайдов)

В.: Коту стало очень интересно какие сейчас права имеют не только взрослые, но и дети.

В.: Я предложила ему послушать, а мы всё расскажем о правах ребёнка.

В.: итак, что такое право?

Д.: ответы детей

В.: Правоэто охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Но кроме прав у детей ещё есть и обязанности. Это определённый круг действий, обязательных для выполнения. Для вас – это уважать и почитать взрослых.

Раздается плач ребёнка в коляске, подходим и видим пупса и свидетельство о рождении.

В.: а что это за бумага?

Д.: ответы детей

В.: к какому праву ребёнка это относиться? А что записано в нём?

Д.: ответы детей

В.: правильно. Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети-

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

И ваша обязанность называть друг другу по имени. Мы сейчас с вами быстро и чётко произнесём свою Ф.И.О. Игра «А меня так назвали…».

В.: что ещё должно быть у детей?

Д.: семья.

В.: верно, право на семью. Представим, что наши пальцы — это семья.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно

Мы посуду перемыли:  Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку   Загибают пальчики по одному на каждое название посуды

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,  Одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики

 Ковшик тоже развалился,  Ритмичные удары кулачками

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

В.: Хорошо рассказали, а какие ваши обязанности у вас в семье

Д.: Ответы детей

В.: уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

Кот жутко мурлыкает

В.: что случилось?

Кот: живот болит

В.: ты, наверное, что-то съел.

Голос: я шоколадки люблю, конфетки, чипсы

В.: ужас, это ж вредная еда. Она наносит вред, но есть и полезная какая?

Д.: ответы детей.

В.: Сейчас в магазинах очень много продуктов, которые наносят вред нашему организму. Я советую употреблять только полезные продукты, и вы вырастите большими и здоровыми.

 Предлагаю наши знания о здоровье человека закрепить.

 Дид. игре «Органы чувств»

Игра состоит из пяти больших карточек, соответствующих пяти органам чувств:

«Глаз» - зрение

«Рот» - вкусовые ощущения

«Нос» - обоняние

«Ухо» - способность слышать

«Руки» - тактильные ощущения

Нужно подобрать каждому органу чувств четыре по карточки и объяснить, почему та или иная карточка подходит к данному органу.

О каком праве мы говорим?

Д.: ответы детей.

В.: ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью

Ребята, я вам предлагаю поиграть. Какое право мы с вами используем сейчас?

Д.: ответы детей.

Физминутка

Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)

Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной к верху)

Чьи же руки подскажите (дети называют свои имена)

И ладошки покажите (переворачивают ладошки)

А теперь за руки взялись (берутся за руки бегут по кругу)

И по кругу пробежались

Сделали по уже круг (шаг в круг, руки над головой)

Крышу сделали из рук

Получился дом имён (взявшись за руки, делают шаг назад)

В этом доме мы живём (показ руками).

В.: хорошо отдохнули присаживайтесь на стульчики.

(неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису)

Заяц: Помогите! Помогите же кто- ни будь. Ребята, со мной приключилась беда. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет)

Лиса: А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала! Да! Выгнала ну и что подумаешь какой обидчивый. Другой себе дом построишь, ну или найдёшь.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность(плачет), ты не имеешь права меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка. На всё имею права.

В.: Постой, лиса, успокойся. Ты знаешь, заяц прав, каждый имеет право на неприкосновенность жилья. Ты не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома. Теперь ты поняла? что ты не права.

Лиса: ну хорошо я больше не буду, пойдем заинька, поиграем., (уходят)

В.: Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей). А каком праве незнала лиса?

Д.: о праве на жильё.

В.: правильно и ваша обязанность убирать игрушки, свои вещи, поддерживать порядок в доме. Ребята, смотрите у меня есть книги с иллюстрациями и жетоны с символами прав. Вам нужно разложить иллюстрации, где нарушены права героев.

Право на жизнь: «Волк и семеро козлят; Кот, петух и лиса; Красная шапочка; Жихарка; Колобок; три поросёнка; Маша и Медведь; Гуси – лебеди».

Право на семью: «Маугли»

Право на жилище: «Заюшкина избушка; Золотой ключик; Теремок, Рукавичка; Зимовье зверей; Морозко; Три поросёнка»

Право на свободу: «Дюймовочка; Снежная королева; Гуси – лебеди»

Право на отдых: «Золушка; Крошечка хаврошечка; Карабас – Барабас; Морозко; Двенадцать месяцев»

Право на обучение: «Буратино»

Право на медицину:» Ай болит; Бобовое зёрнышко»

В.: Хорошо все справились с заданием. А кто знает, где записаны все эти права?

Д.: ответы детей

Кот: как хорошо вы знаете свои права и обязанности.

В.:  послушай стихи, которые подготовили дети:

1. Едва на свете появился

 И приоткрыл свои глаза,

Немного миру подивился-

Ты получил свои права:

2. Права на счастье и улыбки,

 Права на новый светлый день,

Права на глупости, ошибки,

Права на озорных друзей.

3. Права на игры и желанья,

Права на знание и смех,

Права на то, чтобы быть ребёнком

И отличаться ото всех.

4. Права на улице гулять.

Права с ровесником играть,

Права лечиться, заболев,

Права заботиться о всех.

В. Но есть один большой урок-

Во всех правах и смыслах их-

Ты должен быть самим собой

И уважать права других!

Ну, что, запомнил все права и обязанности?

Кот: да, спасибо

В.: мы с ребятами рассказали все права, давайте вспомним.

Д.: ответы детей

 В.: мы его научили и какое право мы применили?

Д.: ответы детей

В.: правильно и какая ваша обязанность, ребята?

Д.: ответы детей

Кот: пойду своим внукам расскажу. До свидания

В.: о чём важном мы говорили сегодня? (ответы детей)

Все люди разные, но у всех одинаковые права и обязанности. Каждый из вас знает эти права и никогда не будет нарушать права других людей, не позволит, чтобы нарушали его другие. Я вам приготовила раскраски по правам ребёнка, выберите какие вам понравились и раскрасите их дома.

22 марта 2021 в 08:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.